дизайн и полиграфия
www.silverday.ru
Типография День Серебра

стоимость работ



 

 

Шрифты

Общая информация
В DTP используются шрифты трех типов: PostScript Type 1, True Type и Open Type. Шрифты True Type описываются на языке разметки страниц TrueImage при помощи сплайнов второго порядка. Шрифты Type 1 описываются на языке разметки страниц PostScript кривыми Безье. Сплайны рисуются быстрее, а кривые Безье печатаются четче.

Open Type - новый стандарт, который должен объединить все положительные стороны PostScript и True Tupe. Но реально Open Type - это завтрашний день, мы же живем в дне сегодняшнем, поэтому позвольте далее о нем не продолжать. Подробнее об Open Type можно узнать по адресу http://www.adobe.com/supportservice/devrelations/opentype/main.htm.

Шрифты True Type обеспечивают лучшее соответствие экранного представления и печати на не-PostScript (например, PCL) или TrueImage принтере. Для PostScript-устройства лучший результат дают шрифты Type 1.

При печати шрифтов True Type на PostScript-принтере, драйвер печати конвертирует их в PostScript-совместимые (Type 1, Type 3). При переводе с языка TrueImage на PostScript теряется или искажается часть информации о форме шрифта, толщине линий, хинтинге. Только при печати на TrueImage PostScript принтере, способном использовать данные True Type, либо содержащем растеризатор True Type, драйвер печати ничего не конвертирует и, следовательно, не искажает.
При печати шрифтов True Type на PCL принтере, драйвер посылает их непосредственно на принтер, либо преобразует в растровые изображения.

Шрифт True Type состоит из одного файла *.ttf. Иногда может присутствовать файл *.fot, который указывает положение файла *.ttf в Windows 3.1x. В Windows 9x и Windows NT шрифты True Type размещаются в папке (Windows)\Fonts, в Windows 3.1x -- в папке (Windows)\System.
Большое количество установленных шрифтов замедляет открытие приложений и файлов, выполнение печати. Каждый шрифт True Type описывается в реестре Windows, размер ключа реестра ограничен размером 64 кб, поэтому в систему одновременно можно устанавить около 1000 шрифтов.

Установка шрифтов True Type, в Windows 9x и Windows NT:
1. Открыть Conrol panel > Fonts.
2. Выбрать File > Install New Font.
3. В окне Add Fonts указать местонахождение устанавливаемых шрифтов, выбрать нужные в List of Fonts и нажать OK.

Шрифт Type 1 состоит из *.pfm (экранного) и *.pfb (принтерного) файлов. Multiple Master Base состоит из файлов *.pfm, *.pfb и *.mmm. Multiple Master Instance состоит из файлов *.pfm, *.pfb и *.mmm.

Установка шрифтов Type 1 производится утилитой Adobe Type Manager. Каждый шрифт Type 1 описывается в Win.ini, размер которого ограничен размером 64 кб, но реально остается около 32 кб, и в систему одновременно можно устанавить около 200 шрифтов. Для увеличения количества необходимо изменить название папки \Psfonts, в которую по умолчанию устанавливаются шрифты Type 1, на более короткое, например, \p, сделать это можно в Adobe Type Manager.
Для копирования шрифтов необходимо знать имя каждого файла шрифта. Получить необходимые сведения можно в следующих источниках:

  • Файл Atm.ini в директории %Windows%. В разделе [Fonts] приведен список шрифтов и путь к файлам, установленным в ATM.
  • ATM Deluxe font properties. В ATM Deluxe, выберите Display > Properties. В окне появятся путь к файлу и его имя.

Используйте ATM 2.x только со старыми программами - PageMaker 5, FreeHand 5, Corel Draw 5. Для PageMaker 6 нужен ATM 3, PageMaker 6.5 требует ATM 4, в противном случае нельзя быть уверенным за правильность вывода. Во всех случаях неплохо приобрести ATM 4 DeLuxe.

При использовании ATM вместе с NT SP 4 возможны проблемы с выводом шрифтов Type 1. Попробуйте печатать в PostScript-файл с отключенным ATM. На экране шрифты будут подменены на системные, но на выходе верстка должна соответствовать той, что была при включенном ATM.

Для совместной установки True Type и Type 1 и более удобного управления шрифтами лучше использовать Adobe Type Manager 4 de Luxe либо Bitstream Font Navigator (поставляется в комплекте с Corel Draw 8).

Рекомендации
Используйте шрифты PostScript Type 1 (они должны иметь два файла: .pfb - принтерную версию и .pfm - экранную версию, вместо .pfm могут присутствовать два других файла - .afm и .inf). Дата и время создания всех файлов одного набора должны совпадать, поскольку их генерация происходит одновременно. Исключение - создание .pfm из .afm и .inf Adobe Type Manager-ом.
TrueType при выводе все равно будут преобразовываться в Type 1 при помощи Adobe Type Manager, но при этом возникают две проблемы.
Во-первых, форма символов в Type 1 и TrueType описывается кривыми разных порядков и разными методами, вследствие чего при конвертации может произойти их искажение, а то и ошибка, которая вызовет сбой при выводе. Во-вторых, при этом им присваивается случайное имя, не имеющее ничего общего с исходным, вследствие чего становится невозможной последующая обработка файлов печати в специализированных программах. Поэтому использовать шрифты TrueType можно только в публикациях, обрабатываемых по хорошо отлаженной технологической цепочке, либо в программах, где возможен перевод текста в кривые.

P.S.
Здесь и далее предполагается, что вывод будет осуществляться на PostScript-устройстве. Разумеется, при печати на офисном не-PostScript принтере лучше использовать шрифты True Type.

В системе должна присутствовать только одна версия конкретного шрифта - или Type 1, или TrueType, если это не так, удалите один из них.

Очень не рекомендуется использовать шрифты, выпущенные в 1994 г. и ранее, поскольку в них могут присутствовать логические несоответствия, способные вызвать сбой при выводе, а также использоваться старая кодировка символов.

Шрифты - это то, на чем нужно экономить в последнюю очередь. Основная часть сбоев при выводе вызывается именно ими. Используйте только проверенные шрифты, если не хотите оплачивать выведенные пленки дважды. Поверьте - лицензионная шрифтовая коллекция стоит гораздо дешевле, чем пленки, которые будут загублены при использовании того мусора, что можно встретить на пиратских CD-ROM.

Вместе с работой передавайте в сервисное бюро все используемые в публикации шрифты во избежание проблем, вызванных использованием разных версий. Споры о юридическом аспекте этого вызваны несколько недоработанными требованиями лицензионных соглашений, не учитывающими современной специфики технологии - вывод на пленку является просто одним из этапов подготовки публикации к печати и никоим образом не затрагивает интересы разработчиков шрифтов (ведь не требуется же лицензия на использование образа шрифта типографией при печати с готовых диапозитивов - а это ничем не отличается от чисто технического использования шрифта в репроцентре). Более того, запрет на передачу шрифта в сервисное бюро ущемляет права покупателя шрифта, так как он не может реализовать свое право на его использование при отсутствии именно этого шрифта в репроцентре - одни и те же шрифты одного производителя, проданные с интервалом в неделю, могут различаться между собой, что влечет необходимость дополнительных затрат на переверстку уже готовой работы. Сегодня уже ни одно сервисное бюро, даже при очень большом желании, физически не сможет купить все шрифты: давно прошли времена, когда их количество измерялось в десятках - сейчас оно измеряется в десятках тысяч, а с учетом всех модификаций речь может идти и о сотнях тысяч…
С другой стороны, разрешение передачи работы в виде PostScript файла с включенными в него шрифтами самим своим фактом автоматически разрешает их передачу в сервисное бюро отдельно, для использования при выводе только данной публикации, поскольку промежуточным итогом работы репроцентра является точно такой же PostScript-файл, шрифты в котором абсолютно аналогично обрабатываются в RIP - более того, нет каких либо способов различить эти файлы со стороны RIP. Юридическое утверждение этих положений - только вопрос времени.

Шрифты, которые можно найти на Shareware CD-ROM, в WWW и т. п., а тем более на пиратских дисках, скорее всего не единожды ломаны, неоднократно переконвертированы из TrueType в Type 1 и обратно, с подправленными неведомыми доброхотами хинтами и кернингом, и, скорее всего, отличаются от используемых в сервисных бюро лицензионных шрифтов. Нет ничего проще - открыть шрифт в каком нибудь редакторе, подправить там начертание нескольких символов, а потом сохранить под другим именем. Но не нужно потом удивляться ошибкам при его выводе. Потому, что шрифт - это маленькая программа, в которой описывается не просто набор некоторых кривых (которые обязательно должны соответствовать определенным требованиям), но еще и сложная математика по управлению формой этих кривых при изменении размеров, кернинговые пары и т. д., и сделать его неработоспособным - очень легкое дело.
Есть еще один нюанс - у каждого шрифта имеется несколько имен (для файла, для системы, для принтера и т. д.), и если при редактировании исправить только одно из них, оставив другие в неприкосновенности (как обычно и происходит), то всегда есть опасность случайной подмены этого шрифта на другой, после чего "поплывет" вся верстка (в лучшем случае на экране, а обычно - только при выводе, что станет заметно лишь на пленке).

Шрифты неизвестного происхождения, а тем более самостоятельно "доработанные", могут прекрасно выглядеть на мониторе и даже распечатываться на принтере, но результатом вывода на фотонабор шрифта вроде FuturisExtraCameoDL-Normal-Normal, скорее всего, будет испорченная пленка. Признаки очень плохого шрифта - логически противоречивые индексы вроде Normal-Normal, Normal-Plain, Normal-Bold, Bold-Bold, Italic-Italic и т. д., незначительные отличия в названии от другого шрифта, например FuturaExtra-Normal и FuturaExtra_Normal. Ни в коем случае не используйте, а лучше просто удалите у себя все шрифты, в которых вместо номера версии указано "Converted from…", либо сведения о версии недоступны, либо указано, что изготовитель неизвестен.

Хорошим тестом является перевод в кривые в Corel Draw. Если полученный путь будет состоять из кривых с разумным числом точек в явно необходимых местах - шрифт хороший. Если же появляется безумное количество точек, либо кривые превращаются в набор прямых отрезков, либо заметно, что в некоторых точках произошло изменение направления кривой ("рукоятки" в кривой Безье развернуты на 180°), или появились заломы, либо пропадают некоторые буквы, либо шрифт вовсе не переводится в кривые - удалите его, и более никогда о нем не вспоминайте.

Очень не рекомендуется использовать для верстки Font Core, устанавливаемые вместе с Windows: Arial, Courier и Times New Roman - в разных Windows они разные, поэтому при переносе на другую машину всегда возникают проблемы с "уползанием" верстки, кроме того, не все программы корректно обрабатывают ссылки на разные кодовые страницы в одном шрифте, поэтому, при одновременном выводе, например, Arial CE и Arial Cyr может произойти подмена одного шрифта на другой. Также, в случае передачи Вашей работы за три моря вполне реально переделать ее еще раз - в тихой китайской деревушке может просто не найтись ни желания, ни возможности вручную устанавливать Font Substitutes.
Корректно с Font Core работают только Corel Draw и Adobe PageMaker. Что характерно, Adobe Illustrator о существовании Font Core не знает вообще….

Если Вы регулярно получаете чужие файлы, лучше используйте Windows 9x, а не NT, поскольку на данном этапе могут возникать ненужные проблемы со шрифтами. NT - для использования внутри дисциплинированного издательства с унифицированными системами и шрифтами.
Если предполагается любая передача содержащих шрифты файлов на сторону, для совместимости лучше использовать нерусифицированную Windows 95 OSR 2 (Windows 98) с кириллизатором и нелокализованные версии программ.

Основная рекомендация: при передаче публикации в сервисное бюро, везде, где только это возможно, переводите текст в кривые (если работа полностью готова к выводу и не будет необходимости вносить какие-либо правки).

 

 

e-mail: silverday@silverday.ru,
телефоны:
(495) 742-4238, (495) 742-42-38

© "Silver's Day" - Дизайн и типография в Москве