дизайн и полиграфия
www.silverday.ru
Типография День Серебра

стоимость работ



 

 

КНИГОИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО В СССР

ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОВЕТСКИХ ИЗДАНИЙ

Издание книг в СССР - общегосударственное, общенародное дела. Советская книга играет огромную роль в развитии народного хозяйства и социалистической культуры. Она является могучим средством коммунистического воспитания народа.
Отличительные особенности издательского дела в СССР состоят в том, что советские издательства служат интересам народа, что они руководствуются в своей работе принципом большевистской партийности и что издательское дело в Советском Союзе служит величайшей задаче - построению коммунизма.
Издаваемая советскими издательствами литература отличается высокой идейностью, глубокой принципиальностью и правдивостью. Советская книга воспитывает людей в духе беззаветной любви к Родине, в духе непримиримости к врагам советского государства.

Советская литература, самая передовая в мире, дает читетелю подлинно научные знания и вооружает его марксистско-ленинской теорией на борьбу за построение коммунистического общества.
На конкретных фактах хозяйственного и культурного роста СССР она показывает преимущества социалистического строя перед строем капиталистическим, говорит о достижениях нашей отечественной науки, техники, искусства и борется со всяческими проявлениями низкопоклонства и раболепия перед иностранщиной и реакционной буржуазной культурой.
Советская литература партийна. Она непосредственно связана с общепролетарским делом в борьбе за коммунизм, она является выразителем и проводником политики советского государства.

Задачи советских издательств со всей отчетливостью были сформулированы в постановлении ЦК ВКП(б) от 15 августа 1931 года. В нем было сказано, что "Вся издательская работа должна вестись под углом всесторонней помощи социалистическому строительству, подъема теории на высшую ступень и сочетания ее с практикой, организации и мобилизации масс на построение социализма, разоблачения буржуазных и мелкобуржуазных идеологий, борьбы с ними и с уклонами от ленинской линии".

Советские издательства обязаны издавать книгу, которая "... должна быть боевой и актуально-политической, она должна вооружить широчайшие массы строителей социализма марксистско-ленинской теорией и технико-производственными знаниями. Книга должна явиться могущественнейшим средством воспитания, мобилизации и организации масс вокруг задач хозяйственного и культурного строительства; качество книги должно отвечать все возрастающим культурным запросам масс" (Постановление ЦК ВКП(б) от 15 августа 1931 г. по докладу ОГИЗа "Об издательской работе", "Правда" от 3 сентября 1931 г.) Выполнение этих задач требует от издательств активного их участия в создании нужной для страны литературы. Они не могут свести свою роль к приемке и механической перепечатке поступающих к ним рукописей. Они должны на основе большевистской партийности построить весь редакционно-издательский процесс от составления своего тематического плана и отбора рукописей до выпуска в свет изданий. Советские издательства должны быть идеологической крепостью, зорким стражем большевистского принципа партийности в литературе.

Требование высокой идейности предъявляется не только к содержанию издаваемых книг, но также и к их художественно-техническому оформлению. Оформление книг должно в полной мере соответствовать их типу и содержанию, целевому и читательскому назначению. Культура издательского оформления и книгопечатания должна стоять на высоте современной передовой издательско-полиграфической техники и соответствовать растущим эстетическим запросам читателей. В основе художественного оформления должен быть принцип социалистического реализма.

Партия и правительство не раз требовали от издательств повысить идейную направленность в оформлении изданий и улучшить качество полиграфического исполнения.

Так, в 30-х годах в связи с проявлением формализма в книжной иллюстрации, особенно в детской книге, издательствам было предложено покончить с извращениями в области художественного иллюстрирования книг и строго придерживаться принципов социалистического реализма.

В 1945 г. ЦК ВКП(б) в своем постановлении "О полиграфическом оформлении книг" снова потребовал от издательств резкого улучшения художественно-технического оформления книг и их полиграфического исполнения и наметил ряд мероприятий, направленных на поднятие издательской и полиграфической культуры.
Полную противоположность советским издательствам представляют собой издательства капиталистических стран. Находясь в зависимости от монополистического капитала, они служат интересам эксплоататорских классов и являются орудием порабощения трудящихся. Наряду с этим капиталистическое издательство является также коммерческим предприятием. Для частного предпринимателя издательское дело "бизнес", источник барыша, и поэтому он выпускает такие книги, которые обеспечивают ему наибольшую прибыль.

Характерная особенность капиталистических издательств - это продажность и беспринципность их деятельности. Выпускаемая ими литература пронизана ненавистью и враждой к рабочему классу и коммунизму. В борьбе против коммунизма вся буржуазная печать пользуется своим испытанным методом - ложью и клеветой.
Издательское дело в капиталистических странах всецело находится в руках могущественных концернов, трестов и монополий и полностью контролируется финансовым капиталом. Свобода печати там превращена в свободу пропаганды реакционных идей. Писатели, журналисты, репортеры в капиталистических странах находятся в полной зависимости от издателя. Боясь потерять большие гонорары или лишиться работы, они становятся раболепными исполнителями воли своих хозяев. "Свобода печати во всем мире, где есть капиталисты, - говорит Ленин, - есть свобода покупать газеты, покупать писателей, подкупать, покупать и фабриковать общественное мнение в пользу буржуазии".
Цель, которую ставят себе буржуазные издательства, - это одурманивание народных масс, духовное разоружение их, отвлечение от разрешения злободневных политических вопросов.

"Весь сонм буржуазных литераторов..., - говорит товарищ Жданов, - старается отвлечь внимание передовых слоев общества от острых вопросов политической и социальной борьбы и отвести внимание в русло пошлой безидейной литературы и искусства..." (Доклад тов. Жданова о журналах "Звезда" и "Ленинград", Госполигиздат, 1946, стр. 35.)

© В.А.Маркус "Основы организации и экономики книгоиздательского дела", Гизлегпром, 1949. 


 

e-mail: silverday@silverday.ru,
телефоны:
(495) 742-4238, (499) 408-2390

© "Silver's Day" - Дизайн и типография в Москве